В преддверии очередного зимнего сезона мы хотим познакомить Вас поближе с одним из видов снаряжения для передвижения по снегу – снегоступами. Это будет цикл статей и репортажей об этом самобытном способе передвижения, его современном развитии и использовании в различных направлениях быта, работы и активного отдыха на заснеженных таежных просторах и в зимних горах.
Начну я, пожалуй, с себя. Поделюсь своим опытом.
Скажу честно – беговые лыжи я не любил с детства. Снежные южно-уральские зимы не оставляли шансов и вся физкультура в школе зимой обязательно предполагала лыжи. Продолжилось это «ускоренное передвижение» и в военном лётном училище, куда я поступил после школы. Деваться было некуда и нормативы приходилось сдавать… Первое знакомство со снарядом, забавно именуемом «снегоступы» состоялось у меня в далеком 1988 году на занятиях по парашютно-десантной и поисково-спасательной подготовке. Оказалось, что этим изобретением от северо-американских индейцев комплектуются все носимые аварийные запасы (НАЗы) военной авиации, в соответствующем климате и в нужное время года. Понятно, что от индейских прототипов они сильно отличались. Преподаватель извлек на свет божий пару коротеньких широких лыж из авиационного дюраля, да еще и способных складываться пополам. Крепление было простой шнуровкой к любому ботинку. На какое-то время это «чудо» Советской инженерной мысли стало просто мечтой. (фото из Интернета)
Конечно, на занятиях по выживанию давали варианты из подручных средств, но попробовать все это было негде и некогда. (Фото из Интернета)
Уже после выпуска, распределения в Хабаровск и начала активного занятия спортивным туризмом мне удалось добыть училищную мечту. По времени это совпало с моей первой вылазкой вдвоем с другом к Амурским столбам весной. В тот год к концу марта в Хабаровске уже совсем не осталось снега и конечно предполагая, что на Нижнем Амуре он еще не растаял, мы никак не ожидали, что он не растаял настолько. Обсуждая с Юрой предстоящее путешествие я настоятельно рекомендовал прихватить лыжи, но Юрка только отмахнулся – мол, и так пролезем. Пару своих совсем маленьких снегоступов я все-таки в рюкзак затолкал. В итоге перебравшись через Амурские торосы и переждав в палатке суточную весеннюю Амурскую пургу мы поняли, идти без чего-нибудь увеличивающего площадь опоры невозможно совсем. Пришлось вспомнить занятия по выживанию. К сожалению фотографий нашего кустарного производства не сохранилось, но выглядели скрученные из березы снегоступы примерно вот также (фото из Интеренета). На их изготовление ушел целый день.
Но мы смогли двигаться! Даже с рюкзаками! Надо сказать, что в стандартном исполнении переход на лётных снегоступах оказался просто каторгой. Смотря по температуре снега – или дичайший подлип, или жуткий откат. Носы все время цепляют снег и ты, того и гляди, просто клюнешь носом. В общем, смотрелись мы с Юркой как два клоуна – хорошо, что в долине Дурала никого не встретили. В тот раз мы так и не поднялись к столбам, но зато это был первый в жизни реальный опыт хождения и изготовления снегоступов одновременно. Это был 1993 или 1994 год.
Итогом этой вылазки стала «глубокая модернизация» моей пары. Снизу на каждый снегоступ «ёлочкой» были наклёпаны обрезки уголков, чтобы предотвратить откат и удерживать ногу на подъеме, а вместо бестолковой шнуровки были установлены пружинные лыжные крепления. Ходить стало полегче, но вырос вес, никуда не ушёл подлип и все также цеплялись носы. В итоге развлечения с военным прошлым ушло вместе с увольнением в запас в начале 2000-х.
С началом профессиональной работы в приключенческом туризме в 2001 пришло и профессиональное снаряжение. И вот в апреле 2004 мы с Дмитрием уже летим в Испанию, а оттуда в составе сборной группы отправляемся в скалолазно-альпинистский тур по Европе, апофеозом которого должно стать восхождение на Мон Блан. Насыщенная программа скальных восхождений совместно с французами и англичанами в Испании и на юге Франции и вот мы в Шамони. В отличии от остальной команды, которая брала снегоступы на прокат, в наших баулах от самого Хабаровска летели две пары TSL Rando 226. Надо сказать, что эти две пары исправно служат до сих пор, накрутив уже не одну сотню километров по заснеженной тайге и горам. А началась их жизнь с лавины, которая как скоростной лифт унесла нашу группу со склона Мон Блан де Такюль обратно на ледник Мер де Гласс. Не знаю, каким чудом все остались живы и нам удалось откопать половину группы, но мы точно обзавелись вторым днем рождения, а снегоступы получили боевое крещение.
Следующим шагом стала родина этого снаряда. Бизнес стажировка по приключенческому туризму в США в 2006. Февраль того года выдался особенно холодным на западном побережье и в Сиэтле температура опускалась аж до рекордных -5. В горах же падала до -20-25. Усмехнувшись и взяв на прокат машину наиболее активная часть нашей группы рванула на выходные в горы. Древний вулкан Реньер 4392 м сейчас национальный парк и мы как раз успели к обзорной снегоступной экскурсии. Надо сказать, было забавно – два часа, эдакой развлекухи на фоне потрясающих видов Каскадных гор и лавин, сходящих со склона вулкана.
А потом пошло-поехало. Без снегоступов уже не проходила ни одна зима. Появились небольшие четырехдневные туры в районе хребта Вандан, ходили по Хехциру, встречали Новый год на Камчатке у вулкана Мутновский, путешествовали по Сахалину, сделали автономку на Дуссе-Алинь, использовали снегоступы на альпсборах на Баджале, они входили в обязательный комплект снаряжения в гонке на собачьих упряжках Беренгия на Камчатке, активно использовали в снегоходных экспедициях на Баджале и Дуссе-Алине, путешествовали в районе озера Амут.
Малый вес, компактность, удобство работы на сложном рельефе и в густом кустарнике, комфортность работы в горах, практически единственная возможность (за исключением сплитборда) организовать бэккантри программы для сноубордистов, возможность использования с любой обувью, бюджетность по сравнению со скитурами. Все это основные преимущества снегоступов.
Тех, кого уже это заинтересовало приглашаем побывать с нами на однодневной прогулке, выбрав удобный день в выходные или будние, а если Вы уверены в своих силах – то отправиться в серьезное многодневное путешествие.
Следующие статьи будут подробно и по порядку.
Комментарии