Снегоступы — история использования

старинные снегоступы
У народов России и ближнего зарубежья

Занявшись изучением темы снегоступинга и готовя материал к первой статье по их истории я столкнулся с мелькающими в сети упоминаниями о снегоступах в привязке к различным народам, населявшим и населяющим нашу страну. Покопавшись целенаправленно по теме «снегоступы и народы бывшего СССР» материала набралось на отдельную статью. Вот и хочу поделиться с Вами этими знаниями.

Надо сказать, что простота изготовления и эффективность использования этого средства передвижения по снегу предопределила его распространение на огромной территории Евразии. Исторические факты говорят о том, что абсолютное большинство народов, проживающих в зоне с устойчивым снежным покровом имело в своем арсенале конструкции снегоступов. Причем к таким народам относятся не только жители арктического пояса и средней полосы с устойчивым снежным покровом, но и коренные жители различных более южных, но при этом горных областей Кавказа, Средней Азии, Алтая. Ознакомившись глубже с вопросом, можно говорить о применении этого вида снаряжения практически на всей территории бывшего СССР.

Обзор можно начать с региона Кавказа. Охотники и пастухи издавна использовали снегоступы для передвижения в крутых и заснеженных Кавказских горах. Вот фотография из небольшого частного музея в деревне Корша, расположенной в грузинском регионе Хевсуретия, недалеко от границы с Чечней, на высоте 1430 м.

Грузинские снегоступы

На Кавказе всегда с почтением и уважением относились к старшим, истории семьи и рода, поэтому небольших частных музеев сейчас достаточно много. Например, в Сванетии в селении Ушгули в небольшом этнографическом музее также можно увидеть традиционные сванские снегоступы.

Снегоступы Сванетия

У аджарцев существует своя конструкция снегоступов – тхиламури.

Легенда гласит:

B древние времена жил в горах храбрый воин Вано Тенгиз. Это был бесстрашный витязь. Никто лучше него не рубил мечем, никто лучше не скакал на коне. В аулах любили Вано Тенгиза за храбрость и веселость. Он пел красивые песни, а когда танцевал, то танцевать хотелось старикам и старухам. Однажды Тенгиз был ранен и пленен. Не хотел смириться с неволей свободолюбивый воин. Раненный, он пытался бежать, но его схватили, заковали в железные кандалы и посадили в темницу.

Как-то Тенгиза вывели из темницы во двор. Его ослепил яркий свет. Он увидел, что все покрыто снегом. И замок князя, и сад, и поля, и горы вокруг — все искрится под белым покровом. Во дворе, смешно барахтаясь в сугробе, дети играли гибкими прутьями орешника. Тенгиз улыбнулся детям, и они удивленно посмотрели на него.

Куда вы меня ведете? — спросил Тенгиз у стражников.

К князю. Он велел тебя расковать и привести к нему, чтобы ты его развеселил своими песнями и танцами. Видишь, сколько выпало снегу, никто к нам в гости приехать не может и никто отсюда не выберется.

Хорошо, — ответил Тенгиз. — Только позвольте мне собрать эти прутья орешника. Я сделаю из них для князя забавную игрушку.

Тенгиз собрал прутья орешника, которыми играли дети и начал плести из них какие-то замысловатые лопатки. Потом привязал их к ногам и забавно заковылял по двору.

Пляши! — Приказал князь, увидев смешно ковылявшего Тенгиза.

Тенгиз прыгнул и, танцуя, вскочил на снежный сугроб. Один прыжок, другой — и воин начал быстро удаляться.

Стражники бросились в погоню. Кто пешком, кто на коне помчались они вслед за Тенгизом. Но было уже поздно. Люди по пояс проваливались в снег, лошади застревали в сугробах, а Тенгиз легко ступал по снегу и уходил все дальше и дальше, и вскоре преследователи потеряли его из виду.

С тех пер каждый пастух, отправляясь в горы, берет с собой тхиламури, которые придумал Вано Тенгиз. И если в горах застает его снегопад, он свободно на тхиламури проходит там, где не сможет проехать всадник и пробраться пешком человек.

Надо сказать, что тхиламури сыграли свою важную роль не только в мирной жизни Кавказских пастухов, но и в истории Великой Отечественной войны в СССР.

Уже в ходе войны наши альпинисты обратили внимание на аджарские ступающие лыжи – тхиламури. Их обода, сделанные из расщепленных веток дерева и изогнутые в виде неправильного овала, переплетались тугими жгутами из веток лавровишни, а потому были очень удобны для движения по глубокому снегу. В густом лесу или кустарнике, а также при крутом подъеме тхиламури имели явное преимущество перед горными лыжами. Командованием было закуплено несколько пар, горные стрелки научились пользоваться ими. В дальнейшем, когда военные действия в июле 1942 развернулись на Главном Кавказском хребте, эти снегоступы были в большом количестве изготовлены по указанию фронтовых штабов, ими снабжали части, сражавшиеся в высокогорье.

Схема изготовления тхиламури была приведена в книге Михаила Черевкова «Снеговые башмаки», изданной в Ленинграде в 1943 году.

Снегоступы тхиламури

Стоит отметить, что используемые нашими горными стрелками снегоступы были большими по площади, а потому более эффективными, чем аналогичное снаряжение стоящее на вооружении немецких и австрийских егерей.

Снегоступы горных егерей, немецкие снегоступы
Снегоступы горных егерей немецкой армии.

Удалось найти даже информацию где изготавливались снегоступы во время войны. Производство лыж-снегоступов активно шло в артели «Пролетарский труд» в Куйбышеве (ныне Самара).

Производство снегоступов

Кроме того, снегоступы массово производились на Урмарской мебельной фабрике гнутой и столярной мебели, построенной в Чувашии, вблизи ж/д станции Урмары еще в 1903 году.

Производил снегоступы и один из цехов артели «Марийская АССР». Продукция артели стала поступать на фронт еще в 1941 году. В Марийской республике в начале Великой Отечественной войны Райпромкомбинаты местной промышленности, промысловая кооперация, лесозаготовительные и другие организации получили заказ на изготовление 15 тыс. снегоступов. Предприятия перевыполнили план и поставили 16 тыс. снегоступов для нужд Красной Армии.

 В Нижнем Новгороде, переориентированные на выпуск военной продукции артели народных промыслов также выпускали снегоступы для партизан и разведчиков.

Снегоступы артель промыслов

Говоря о Великой Отечественной войне и использовании в ней снегоступов невозможно упустить освобождение Белоруссии. Широкое партизанское движение использовало это снаряжение и зимой и летом. В операции «Багратион» летом 1944 года регулярные части Красной Армии использовали снегоступы для выхода в тыл противника через болото. События этой операции ярко отображены в фильме «Освобождение» в серии «Направление главного удара».

Кадр из фильма Освобождение

Из воспоминаний о боях за Белоруссию полевой медсестры Балобай Зои Дмитриевны: «С боями освобождали каждый населённый пункт: Речицу, Заозерье, Любань, Старобин, Красную Слободу, Коробин… частенько попадали в болота. Солдаты плели мокроступы наподобие широких лыж, чтобы преодолеть болото».

Вот что вспоминает ветеран войны танкист Василий Иванович Громов: «Из всех народных республик, что довелось нам освобождать отчаяннее всех боролись с врагом в Белоруссии. Их леса и болота были хорошим прикрытием для партизан. Пришлось и нам пройти по болоту на танках. Где нас меньше всего ожидал немец. Но для этой операции немало потрудились не только солдаты, но и мирное население, изготовив для нас специальные снегоступы-мокроступы из тальника, лозы и бересты, а для техники делали под шум канонады переправы из бревен».

Вот изданная в 1943 году книга «Спутник партизана».

Спутник партизана 1943
Выдержка из главы XIV «Жизнь на снегу»:

снегоступы

Не всегда у партизана могут быть лыжи. В этом случае можно прибегнуть к снегоступам.
Самые простые снегоступы делаются из тонких досок (рис. 132). Удобные снегоступы получаются из сиденья или спинки обычного венского стула. Можно также взять днище от плетеной круглой корзинки.

Снегоступы из досок

Снегоступы можно сделать из ветвей. Срежь две ветки (лучше от черемухи и рябины) длиной около 120 сантиметров и толщиной в 2-3 сантиметра, согни их дугой и крепко свяжи. На такой раме сплети из веревки или ремня сетку. Сетка должна быть как можно мельче — так легче ходить на снегоступах.
Если ветка очень хорошо гнется, то из нее одной можно сделать раму для снегоступа. Достаточно свести оба ее конца и крепко связать.
Веревка, из которой плетется сеть для снегоступа, обычно продергивается сквозь дырочки, просверленные в раме. Но можно просто привязывать веревку к раме, как это показано на рисунке 133. Чтобы сетка при этом сидела прочно, сделай на раме для веревки небольшие зарубки.

Снегоступы из веток

Веревочная сетка может разорваться под тяжестью человеческого тела. Чаще всего прорывается сетка под пяткой. Поэтому следует в этом месте вплетать в сетку кусок толстой материи или кожи. Еще лучше, если пятка будет опираться на одну из распорок.

Вообще снегоступы знакомы славянским народам с глубокой древности. Традиционные русские снегоступы имели название – труги. Упоминание о них и рисунок мы находим в XV томе изданной в 1914 году в Петербурге в издательстве Сытина «Военной Энциклопедии».

Снегоступ Турга

В статье Л. П. Лукьянова «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ЭВОЛЮЦИЯ V-X ВЕКА.» в главе 1 «НАРОДОПРАВСТВО» IV-VI вв. читаем: «Проведенные нами сравнительные исследования археологических данных, касающиеся восточных славян, данные археологов и этнографов, изучающих жизнь неславянских народов, некоторых исторических исследований, данных по флоре и фауне, позволяют нам утверждать, что славяне в начале VI века — это, во-первых, искусные охотники и собиратели и только, во-вторых (но опять в самом начале), примитивные земледельцы и примитивные скотоводы. Обладая примитивными приспособлениями, увеличивающими возможности их мускульной силы, то есть, палкой в ее различных модификациях (копье, лук и стрелы, мотыга, лопата, рыболовный крючок, серп, коса), неразвитыми орудиями и технологиями обработки металла, обработки дерева (топор, долото, тесло), средств передвижения и перемещения грузов по земле (ноги, собака шест, сани, носилки, снегоступы и волокуша) по воде (челн-однодеревка), имеют присваивающее хозяйство, а так как зависят от природы полностью, они находятся с ней в равновесии.»

Древние снегоступы делались плетёными из ивовых ветвей, с рамой овальной формы, переплетённые лыком, в которых можно ходить летом по болотам, а зимой по рыхлому снегу. Древние жители Карелии, нынешней Архангельской области и многие другие народы предпочитали снегоступы, когда предстояло охотиться в лесных зарослях и на болотах. Рамы снегоступов изготовляли из черёмухи, рябины, орешника, ольхи, берёзы, реже из ели или другого дерева. В ход шли длинные ветки толщиной 2-3 см. Ветки распаривали в горячей воде или, вымочив в воде, нагревали у костра, изгибали, закрепляли в каркасе, фиксировали концы обвязкой, затем в середину вставляли распорки. При изготовлении овальных снегоступов часто обходились без распорок. Когда рама высыхала, её переплетали верёвками, жилами, ветками, берестой и лыком. Для пушистого снега при низких температурах применялся частый переплёт. Мокрый снег к такому переплёту прилипал и снегоступы становились тяжёлыми, поэтому для оттепелей изготовляли снегоступы с редким переплётом.

В краеведческом музее «Поморье» в небольшом городе Кемь в устье одноименной речки на берегу Белого моря представлены традиционные снегоступы, которыми пользовались поморы во время зимних промыслов. Кемский уезд традиционно был заселен старообрядцами, а как бережно они хранят традиции веры и быта говорить не приходится. Поэтому не приходится и сомневаться в самобытности представленных в музее снегоступов.

Снегоступы Поморов
Снегоступы Поморов

В этнографическом музее под открытым небом города Козьмодемьянска республика Марий Эл, в павильоне «Плетение» выставлен экспонат снегоступов. Они существенно отличаются от традиционных марийских снегоступов способом изготовления. Каркас выполнен из гнутого дубового шпона, концы которого соединены дубовым клином и деревянными гвоздями. Плетение прямое из тонкой коры липы, снятой с молодых веток дерева, крепление для ног также изготовлено из коры липы (лыка) и прикреплено непосредственно к каркасу. Изготовлен этот экземпляр в середине XX века жителем села Отары Килемарского района Марийской АССР Андреем Рыжковым.

Снегоступы из лыка

Вообще марийцы до сих пор очень трепетно относятся к этому привычному для народа способу передвижения в его традиционном варианте. Кстати по марийски снегоступы называются Маскайол — Медвежья нога.

Снегоступы Марийцев

Снегоступы Марийцев

Читая этнографическое описание северного народа ненцев – коренного населения Европейского севера и Западной Сибири, расселенных по тундре от Архангельска до Красноярского края можно найти такие строки: «…В прошлом для передвижения по тундре и тайге использовали лыжи-снегоступы, которые делались широкими и нередко снизу подбивались камусом. Палками при ходьбе на лыжах не пользовались». Об этом же пишет В. К. Биче-оол в своем исследовании «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ ТАЙМЫРА (на примере самодийских народов)».

Двигаясь дальше вдоль полярного круга на восток можно познакомиться со снегоступами, которые до сих пор используют чукчи. В современной книге «Учебник выживания спецназа ГРУ» на стр. 206 читаем: «Для ходьбы по снегу этот тип лыж (снегоступы-прм. автора) применяется уже тысячи лет на северо-востоке нашего Союза чукчами, у которых они носят название «велви йегит» (вороньи лапки). Лыжи эти имеют продолговатую форму и переплетены ремнями. Они описаны и изображены в работах В. Богораза. От чукчей эти лыжи под названием вороньих лапок перешли к русским-колымчанам». Эта цитата взята из книги СПРАВОЧНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА И КРАЕВЕДА, составленной группой авторов под редакцией лауреата Сталинской премии С. В. Обручева в 1949 году. Но сейчас нас больше интересует не авторство цитаты, а смысл традиционных чукотских снегоступов. Обратимся, что называется, к первоисточнику.

Очерк Богораза

«Охотник за тюленями, также пастух при стаде для ходьбы по твердому «убою» или неровному оленному коповищу употребляет так называемые вэлвы-йэгыт – буквально «вороньи лапы», небольшие лыжи, состоящие из ободка, оплетенные тонким ремнем, очень легкие и прочные».

Вот как выглядят эти снегоступы на рисунке из статьи Богораза.

Приложение к статье

Снегоступы Чукчи

А это современная фотография, подтверждающая, что более чем за сотню лет традиции чукчей мало чем изменились.Чукотские снегоступы

Стоит сказать, что письменные сведенья об использовании снегоступов типа «воронья лапа» на Дальнем Востоке относятся к 1755 году, когда увидело свет «Описание земли Камчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов» Степана Петровича Крашенинникова.

О ЕЗДЕ НА СОБАКАХ И РАЗНЫХ К ОНОЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ПРИБОРАХ

ГЛАВА 9

…Когда выпадает глубокой снег, то не проложа дороги на собаках ехать не можно, прокладывают дорогу подводчики, а по-тамошнему каюры на лапках, которые бродовщиками называются.

Лапки делаются из двух не весьма толстых брусков, на средине двемя поперечинами распертых, а по концам вместо стянутых и напереди кверху загнутых, и ремнями часто переплетенных. На впорках привязывается путло, которое на ногу надевается. Бродовщик должен иметь на обеих ногах по объявленной лапке, и оставя собак на месте итти вперед на некоторое расстояние, а потом воротиться тою же дорогою к собакам, и весть их по проложенной дороге. А потом оставя их паки итти вперед, и так мучиться до самого жилья. В сем случае езда бывает толь медленна, что в день едва десять верст переехать можно. Употребляются ж к прокладыванию дороги и обыкновенные лыжи, однакож не столь часто. Ни один подводчик без лыж или без лапок в дальнюю дорогу не ездит.

Снегоступы Камчадалов

Снегоступы Камчадалов

В Якутии проживает один из наиболее малочисленных народов нашей страны – юкагиры. По переписи 2010 года их осталось чуть более 1600 человек. В этнографическом описании культуры этого народа конца XX века в статье «Адаптация к изменениям климата: традиционные знания коренных народов Арктики и Крайнего Севера Охотники и оленеводы Восточной Сибири» изданной совместно ООН по вопросам образования, науки и культуры и институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании говорится: «В охотничьем промысле используются лыжи угурчэ, подбитые снизу оленьим или лосиным камусом, и простые самодельные лыжи колисьэ, которые быстро вытесняются аналогичными фабричными лыжами типа «Тайга». Все еще встречаются снегоступы, изготовленные из тальника.»

В первой статье я уже упоминал, что этнографам и историкам хорошо известны снегоступы, которые использовали жители Курильских островов и островов Сахалин и Хоккайдо – айны. Во время охоты и при длительных переходах в зимнее время айнам приходилось передвигаться по глубокому снегу. При этом они использовали снегоступы, лыжи и сани. В каждом регионе были свои варианты этих средств передвижения. У айнов разных культурных ареалов формы снегоступов также варьировали. Айны Хоккайдо знали два вида снегоступов: тэсма и тинру. Изготовлялись они из тутового дерева, различались по назначению и, соответственно, по форме.

Тэсма имели форму овала и предназначались для мягкого снега. Рама состояла из двух изогнутых планок, одна из которых — передняя — была чуть выгнута вверх. По бокам планки соединялись ремешками из кожи медведя или морских животных. Опорой для ноги служили ремни либо конопляные веревки, расположенные внутри рамки параллельно друг другу и крест-накрест. По форме и способу изготовления тэсма обнаруживают сходство с японскими кандзики, но напоминают также снегоступы айнов Сахалина и различных народов Сибири.

Снегоступы Айнов тэсма

Тинру, использовавшиеся для передвижения по насту, напоминали по форме восьмерку. Фигурный остов изнутри (спереди и сзади) снабжался тонкими поперечными перекладинами. Свободное пространство в центральной части перекрещивалось несколькими ремнями для крепления к ноге.

Снегоступы Айнов тинру

Снегоступы Айнов тинру

Чукчи, коряки и айны Курильских островов использовали зимой снегоступы удлиненной формы. Различались они в основном количеством поперечных распорок. На айнских снегоступах распорок могло быть до шести.

Снегоступы Айнов тинру Курил и Сахалина

Имеется фотография айнского охотника в снегоступах, сделанная в 1920 году. Автор фото С. Киносита

Зимняя охота айновЖители северного Сахалина и низовьев реки Амур гиляки также активно использовали зимой снегоступы. В китайской летописи «Синь Тан шу» о Люгуе (Сахалине) говорится: « …Снегоступы в Люгуе очень крепкие, сделаны они из дерева и в длину достигают 7 сун, а в ширину более 6 сяку; надевая их поверх обуви, необходимо укрепиться, замотав ноги верёвками; используют аборигены их во время охоты и погона животных…». Данный отрывок текста красноречиво свидетельствует о том, что айны и гиляки, проживавшие на Сахалине широко пользовались так называемыми снегоступами. Сама форма снегоступов была двух типов — большие и малые. Большие снегоступы на гилякском языке назывались эни. Малые снегоступы звали лакк. Лакк имели следующие габариты: длина до 5 сяку, ширина 5-6 сун, они намного предпочтительнее, чем эни. Соотношение ширины и длины явилось тем удобством, которое сыграло роль в предпочтении их снегоступам эни.

Сделав обзор снегоступов у разных народов Евразии вдоль северной ее оконечности и спустившись на юг практически до Японских островов мы обошли стороной горные районы центральной Азии и Сибири, а между тем снегоступы встречаются от кочевников казахских степей до горных районов Таджикистана, Киргизии и Алтая.

Упоминается у кыргызов охота на соболя при помощи снегоступов. В китайских хрониках «Таншу» о кыргызах говорится так: « …Везде, по всему Востоку встречаешь людей, пользующихся «деревянными конями», надев этих деревянных коней можно продвигаться быстро по насту; это две доски, а посредине них — коробка для того, чтобы ставить туда ногу; с боков можно для удобства пользоваться деревянными палками; шаги делаются легким рывком ног; при сильных рывках можно двигаться ещё быстрее…». В летописях «Гань» о кыргызах сказано: « …Во время охоты для того, чтобы быстро двигаться по снегу, используют «деревянных коней»…». Не стоит забывать, что этот народ в средние века проживал на всей территории до Байкала.

В частной коллекции Азата Акимбека, в Казахстане можно увидеть снегоступы, которые традиционно использовались на обширных пространствах степей и гор местными жителями.

Снегоступы Казахов

С такой же конструкцией снегоступов столкнулись русские, устанавливая Советскую власть в Туркестане в 20-30 годы XX века. Эти снегоступы служили верой и правдой охотникам в горах Туркмении на границе с Афганистаном.

Снегоступы ТуркменПрекрасные образцы горных снегоступов активно использовавшихся в горах Памира таджиками на рубеже XIX-XX веков представлены в музеях Таджикистана — Музей этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан в Душанбе и историко-краеведческом музее г. Хорог им. Киргизбека Хушкадамова.

Снегоступы Таджиков

horogskiy-muzey

Таким образом, мы с Вами видим, что засевшая в головах у многих мысль, что снегоступы – это изобретение североамериканских индейцев, мягко говоря не совсем доказана.

Картина из зимней жизни Айнов

все участники действа - в снегоступах

картина вытаскивание медведя

Айны охотились на чёрного дальневосточного медведя куму в основном в ритуальных целях, а не для бытовых нужд. Разбудив медведицу жердями, охотники убили ее из луков и выволакивают тушу из берлоги. Медвежонок, которого держит охотник на переднем плане справа, – основная цель охоты. Его поселят в бревенчатой клетке около дома, женщины будут вскармливать его грудным молоком, а когда он подрастёт, – человеческой пищей. Трёхлетний медвежонок станет торжественной жертвой на Медвежьем празднике, когда его душа отправится с посланием к духам – хозяевам всех зверей.

Но и в более позднее время жители нашей страны не забывали о снегоступах. Вот пара фотографий из набора открыток, изданных в СССР в издательстве «Планета» в 1973 году в серии «В объективе наша Родина» и посвященных активному отдыху на Домбае

Снегоступы в СССР

 

Снегоступы в СССР

Источники:

  • Серия акварелей Бёзана Хирасавы «Жизнь и обычаи айнов» из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. М.: Издательская программа «Интерроса», 2008.
  • Михаил Черевков «СНЕГОВЫЕ БАШМАКИ» Государственное издательство Детская литература НКП РСФСР 1943.
  • «Спутник партизана» ДальГИЗ 1943.
  • Владимир Богораз «Очерк материального быта оленных чукчей» Сборник музея по антропологии и этнографии Императорской академии наук 1901.
  • В. К. Биче-оол «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ ТАЙМЫРА (на примере самодийских народов)» Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013 / 1 (33)
  • «Военная энциклопедия» Том XV. Изд-во товарищество И. Д. Сытина. Санкт-Петербург 1914.
  • Степан Петрович Крашенинников «Описание земли Камчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов 1755» Издательство Главсевморпути, М.,-Л. 1949
  • А. М. Соколов «АЙНЫ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ. Материалы к истории становления айнского этноса» Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 2014
  • «Адаптация к изменениям климата: традиционные знания коренных народов Арктики и Крайнего Севера Охотники и оленеводы Восточной Сибири» группа авторов.
  •  Л.П. Лукьянов  «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ЭВОЛЮЦИЯ V- X ВЕКА.» Тула 2003г, Красноярск 2009.

Использованы материалы сайтов:

  • http://mg5642.livejournal.com/51214.html
  • http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=312
  • http://yablor.ru/blogs/moy-lyubimiy-muzey/4898590
  • http://www.kmkmuzey.ru/index.php/2014-05-21-06-40-56/articles/861-snegostupy
  • http://skurlatov.livejournal.com/1634280.html
  • http://etno.clow.ru/information/249.html
  • http://vpk-news.ru/articles/30188
  • http://waralbum.ru/53071/
  • http://www.master-raduga.nnov.ru/promisly_vov_65
  • http://elint.kunstkamera.ru/catalog/
  • http://www.sakhalin.ru/Region/HistoricalJornal/tan02.htm
  • http://old.new-pressa.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=5343&pop=1&page=0&Itemid=5
  • http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?fid=12&tid=10&block=10
  • http://theopenasia.net/articles/detail/tayny-antikvarnykh-kollektsiy/
  • http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=3228
  • http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=93&id=5141

Вы можете оценить статью

Комментарии

Добавить комментарий