Снегоступы — история конструирования

конструкции снегоступов, история снегоступов, отдыхна снегоступах
От палки и куска кожи к вершине технологий

Как это обычно бывает в истории — все начинается с малого. Например сначала было изобретено колесо. После этого были созданы оси, спицы, обода, камеры, покрышки, диски и еще бесчисленное количество инновационных решений претворено в жизнь. Так происходит с каждым изобретением человека, от самых простых до самых сложных — бесконечное шлифование, совершенствование, попытка достичь горизонта, который оборачивается только новыми перспективами. Снегоступы в этом ряду не исключение — они прошли сложный путь от куска коры или разлапистой ветки дерева, через согнутые палки, заплетенные сыромятной кожей, до сверхтехнологичных карбоновых, пластиковых, алюминиевых и комбинированных, ультралегких и ультрацепких современных конструкций.

История снегоступов началась очень давно. Основные базовые конструкции и две более поздних модификации, которые были в ходу у разных племен изображены на картинке. С ходом времени появлялись новые способы конструирования, новые материалы, новые потребности. Вместе со всем этим изменялись и снегоступы. Изначально это были деревянные конструкции, перетянутые жилами и листами необработанной кожи, иногда снегоступы делались целиком из деревянные досок, которые специальным образом изгибались на носах и хвостах. С развитием промышленности, появлением пластика, увеличением доступности алюминия и прочими прелестями индустриализации, снегоступы начали активно эволюционировать.

Классические конструкции снегоступов, снегоступы

В 50-ых годах 20 века первое революционное изменение в конструкции снегоступов было доведено до широкой общественности (существуют данные, что данная конструкция была известна еще 1910). Green Mountain Bearpaw были одной из двух относительно новых модификаций снегоступов формы bearpaw, созданных специально для гористой и сильно пересеченной местности. Этот шаг в эволюции снегоступов стал первым шагом к развитию горных снегоступов как отдельной ветви.  В чем же их отличие от классических снегоступов конструкции «Медвежья лапа»?  В том, что классическая «лапа» была почти круглой, и заставляла людей расставлять ноги слишком широко, и усложняла траверсы склонов. GM Bearpaw стали вытянутыми в длину. Они были не такими длинными как аляскинские или «бобровый хвост» и были лишены хвостовиков (передний и задний край были скруглены). Эта конструкция снегоступов объединила в себе преимущества «бобрового хвоста» (повышенная грузоподъемность, вытянутая конструкция для удобства передвижения) и преимущества классической «медвежьей лапы» (повышенная маневренность, удобство работы на склонах, компактность). Именно такими, в большинстве своем, мы видим современные снегоступы.

Следующий шаг к современным снегоступам был сделан через 10 лет. Ген Прейтер (Gene Prater) в начале 60-х кардинально изменил конструкцию Юконских снегоступов, укоротив их, и добавив алюминиевые элементы, такие как усиленные носы и уголки под декой, для противодействия соскальзыванию. Он так же первым начал вкручивать винты в деревянные элементы рамы, для создания аналога современных шипов. Самым главным привнесенным элементом стало улучшение системы соединения крепления и деки. Раньше система c вращающимся стержнем (металлическая пластина крепления жестко соединенная со осью вращения) была растянута только двумя ремешками в разные стороны, теперь же система получила 4 дополнительных растяжки вперед и назад, что сделало само крепление менее подверженным смещению.

60-е годы так же ознаменовались уходом от таких классических материалов как дерево, сыромятная и дубленая кожа. Одним из первых был Флойд Вестовер (Floyd Westover) — он заменил сыромятную кожу на деках и дубленую кожу на креплениях на нейлон, покрытый неопреном, так как он имел множество преимуществ:  не нуждался в постоянном уходе, был водостойким, крепким и относительно устойчивым к износу. Этот материал бы использован как внутренний слой в космических скафандрах Меркурий. Некоторые другие компании так же переключились на нейлон с неопреновым покрытием из-за сложностей с приобретением высококачественной кожи. Это новшество было по достоинству оценено теми, кто использовал снегоступы в утилитарных целях — исследователями, охотниками, путешественниками, курьерами и т.д. Те же,  кто ходил на снегоступах исключительно ради отдыха отнеслись более негативно к инновациям — по их мнению терялась эстетическая красота и близость к корням.

Алюминиевые рамы вошли в применение в конце 60-ых. Джон Батлер (John Butler) из Сан-Диего, Калифорния, научился делать алюминиевые рамы когда был скаутом. Он и его сослуживцы решили использовать алюминий по двум причинам — его было легко найти, потому что рядом были заводы, производящие продукцию для самолетов, а так же, потому, что скауты не обладали технологиями подготовки древесины и кожи, и не умели изготавливать снегоступы классической конструкции. В 1986 году Батлер переехал со своей женой в Неваду и открыл контору по производству снегоступов Black Forest Enterprises. Следуя трендам, они первые включили в стандартную конструкцию зазубренный поперечный алюминиевый уголок под креплением для ноги, для улучшения контроля на склонах.

Следующим шагом стало использование пластика в конструкции. Снегоступы из пластика были созданы Эрнестом  Шнайдером (Ernest Snyder) молодым парнем, только-только окончившим колледж, имеющего степень в индустриальных разработках, и специализацию в выплавке пластмасс под давлением. Его «Snowtreads» были первыми снегоступами, в которых дека и рама были литыми и монолитными.  Использование полипропилена и технологий выплавки под давлением позволили создать недорогие и доступные снегоступы. Полипропилен был легок, не нуждался в уходе, и не интересовал грызунов как пища. Так же маслянистый характер покрытия защищал снегоступ от налипания снега.

Black forest and snowthreads snowshoes (снегоступы)

Снегоступы BlackForest 1960-го года (слева) и Snowthreads, созданные Эрни Шнайдером. Отличительными особенностями БлэкФореста являются алюминиевая трубчатая рама формы Green Mountain Bearpaws и плетение из синтетического волокна, а так же поперечный уголок под ступней, жестко прикрепленный к раме. Особенностями Сноутредов является интегрированная в раму система сцепления.

В 1970-ых увеличилось количество спорстменов, использующих снегоступы. Горные лыжи уже были самыми популярными из зимних видов спорта, и беговые лыжи так же набирали популярность. Производители занялись агрессивным расширением рынка, путем рекламы в аутдор журналах и размещением своей продукции у больших розничных продавцов, таких как Recreational Equipment Incorporated (REI)

Новыми веяниями в это время стало сильно вынесенная вперед точка установки креплений, что было определяющим элементом  для улучшения контроля и маневренности. Крепления стали так же делать из нейлона, потому что он лучше обхватывал ногу, и ключевым стало появление v-образного, зазубренного «снежного когтя», который был прикреплен непосредственно к точке соединения рамы и крепления, и имел возможность вращаться вместе с ногой. В снегоступе «Sherpa», разработанном уже известными нам Прейторами, помимо всех вышеперечисленных было еще одно новшество — была впервые использована технология синтетической деки, растянутой с помощью нейлоновых шнуров. Так же начались шаги в создании первых маленьких и компактных, ультраманевренных снегоступов. Пионером в этой области была компания Heilman Inc.

Снегоступы "Sherpa" (слева) и "Heilmann" (справа). Ключевой особенностью снегоступов Шерпа явилась полностью синтетическая цельная дека, пришнурованная нейлоновым шнуром к алюминиевой раме

В поздних 70-х и начале 80-х годов был некоторый спад в производстве и продаже снегоступов. Сложная экономическая ситуация, ряд сухих, теплых и бесснежных зим несколько подавили интерес к снегоступингу. Тем не менее, это было время совершенствования путей использования синтетических материалов, и совершенствование рам, дек и различных дополнительных конструктивных решений для улучшения контроля.  В конце 70х Ген Прейтор отошел от конструкции Green Mountain bearpaw и стал использовать вторую модификацию «лапы» — Westover bearpaw. Она отличается тем, что имеет хвостовик, что позволило сделать конструкцию более крепкой, а хвостовик улучшал стабильность снегоступа при переносе его над снегом.  «Западная» конструкция позволила использовать для рамы одну трубу, что уменьшило количество «слабых точек». Так же на саму раму были установлены дополнительные зацепы, чтобы снегоступ не проскальзывал независимо от положения ноги.

Компания  Vermont Tubbs, существовавшая на рынке более 30 лет и специализировавшаяся на производстве деревянных снегоступов, внезапно вышла на рынок со снегоступами, обладающими инновационной рамой — они использовали алюминиевый двутавровый профиль, по форме похожий на заглавную букву I (ай)  в качестве рамы. Это дало несколько ощутимых преимуществ — плетение деки теперь стало спрятано внутри, и не перетиралось при переходах, сцепление при траверсе увеличилось, потому что сама рама стала выступать в качестве «кошки». Далее сцепление было еще улучшено U-образной кошкой, жестко крепившейся к поперечной трубе.

Снегоступы Прейтора "Ellensburg" (слева), Tubbs "Alume-A-Shoe" (центр) и Polar Equipment Company's "Polarpaws" (справа). Особенности: конструкция "Элленсбургов" Westover bearpaw, Форма рамы, дека из Hypalon (Хайпалон, ДюПонт) и шнуровка, покрытая пластиком на "Alume-A-Shoe", монолитная, единая конструкция рамадекасистема сцепления на "Polarpaws"

Следующий шаг был сделан в начале 80-х, вышедшим на пенсию металлургом  Робертом Вэллейсом (Robert Wallace). Он основал компанию Polar Equipment, и сделал попытку объединить раму, деку и кошку с боковыми стенками в одну единую конструкцию. Эти снегоступы были маленькими, легкими, простыми в производстве и самыми агрессивными на рынке. Они разрабатывались большей частью именно для горного рельефа, с его сложным покрытием.

Так же начало 80-х было временем рождения спортивных снегоступов, заточенных специально для бега. Билл Перкинс (Bill Perkins), вдохновленный снежными тропами горы Тейлор, Нью Мехико, Квадратоном и Горным мужским триатлоном в Эйвоне, Колорадо, решил создать более легкие, маневренные снегоступы, подходящие для горных гонок. Начав весной 1985, Перкинс переделал свои собственные Шерпы, уменьшив плотность плетения, заменив нейлон деки на новый материал — Хайпалон (Hypalon — полихлорсульфат), запатентованный фирмой DuPont. Этот материал легче, защищен от ультрафиолета и отличается очень высокой стойкостью к истиранию. Так же Перкинс заменил классические крепление на беговой ботинок жестко закрепленный на точке вращения. Изменения коснулись и самой конструкции точки крепления. Вместо металлической оси был использован резиновый эластомер из нитрила, который гнется, а не вращается, создавая своеобразную пружину, возвращающую снегоступ в почти горизонтальное положение. Помимо этого, Билл первым добавил к передним кошкам заднюю пластину под пяткой для дополнительной стабильности.

90-ые года прошлого столетия были временем огромного роста индустрии снегоступинга. Количество людей, ходящих на снегоступах, только в Америке за 8 лет увеличилось более чем вдвое. Это стало возможно благодаря агрессивной маркетинговой компании, проводимой компаниями-лидерами на рынке.

Эд Кинири (Ed Kiniry) приобрел компанию Tubbs в 1988. Он определил, что крепления и точка соединения крепления и снегоступа являются самой слабой частью.  Вместе с коллегами он модернизировал крепления, окончательно объединив кошки и крепления в единую подвижуню, относительно деки, часть, а так же добавил боковые упоры для большей устойчивости. Компания-новичок на рынке Atlas привнесли систему подпружиненной платформы креплений, использовав вместо единого эластомера особым образом расположенный ремень из эластичного материала и доработав систему компании Redfeather’s, а так же запатентовали собственную конструкцию подпяточной кошки.

На рынке существовала необходимость в недорогих, но  хороших и цепких снегоступах. Билл Форрест (Bill Forrest) воспользовался этим, и доработал Snowtreads Эрни Снайдера, заменив алюминиевую раму-деку на пластиковую, которая была легче и дешевле. Позднее Форрест продал свои разработки компании MSR, и свет увидели снегоступы Denali. Они отличались несколькими преимуществами — это были первые в мире снегоступы, у которых изменялась площадь посредством установки пластин различного размера на хвостовую часть, а так же MSR  первыми установили стальной складной подпяточник, который серьезно упростил подъемы по крутым склонам.  Пронаблюдав успех снегоступов Denali , MSR попросили Форреста разработать дизайн еще более цепких снегоступов для условий сурового высокогорья. Таким образом, в 2004 свет увидели снегоступы Lighting. Особенностью было использование плоской вертикальной алюминиевой зазубренной рамы , в комбинации с синтетической декой. Это позволило превзойти показатели снегоступов Denali, и позволило создать одни из лучших снегоступов для альпинизма и горного треккинга.

MSR Denali and Lighting Snowshoes Снегоступы

1990 - начало 2000ых. Снегоступы MSR "Denali" (слева) и "Lighting" (справа). Их особенности это единая пластиковая дека, выполняющая функции рамы на снегоступах "Denali" и вертикальная алюминиевая агрессивно зазубренная рама с подпяточным упором на снегоступах "lighting"

Конечно же, совершенствование никогда не останавливается. В наши дни существует множество форм рам снегоступов, с различными выемками и прочими особенностями. Некоторые фирмы производят снегоступы с карбоновыми деками, совершенствуют замки и системы затяжки креплений и внедряют другие инновации.  В следующей статье мы рассмотрим непосредственно существующие конструкции снегоступов и их предназначения, а так же расскажем как подобрать для себя подходящие, собираетесь ли вы в горы, или прогуляться на выходных за городом по заснеженным дорогам.

Адаптированный перевод статьи из Yearbook of the Association of Pacific Coast Geographers, Volume 75, 2013, pp. 140-166 (Article)

Использованные информационные описания патентов:
https://www.google.si/patents/US3802100
https://www.google.ch/patents/US4045889
https://www.google.ch/patents/US20080141564
https://www.google.com/patents/US3802100

Вы можете оценить статью

Комментарии

Добавить комментарий