Прогулочный пассажирский прицеп.

Модульный прицеп для квадроцикла
Модульный прицеп для квадроцикла

Концепция, разработка и реализация.

Необходимость данного оборудования для нашей компании была обусловлена несколькими факторами. Во первых, разнообразие программ активного отдыха требовало некой универсальности – возможности по необходимости перевозить груз снаряжения автомобилем или квадроциклом, пассажиров или саму внедорожную мото технику, в нашем случае квадроцикл Polaris Sportsman x2 850 EFI. Во вторых, начав в начале этого года работать с программами семейного отдыха мы локализовали группу до 4-5 человек, таким образом, получив необходимое нам число посадочных мест. В третьих, география нашей деятельности такова, что короткие программы выходного дня мы предлагаем в основном в радиусе 30-40 км от Центра Утес, и в этих окрестностях квадроцикл обеспечивает нам идеальную возможность путешествия с малой группой.

У нас уже есть многолетний опыт организации путешествий с применением мото техники – квадроциклов и снегоходов.

Например, программы вело путешествий в сопровождении квадроцикла.

Вело путешествие с квадроциклом

Организация туров и экспедиций на снегоходах.

Путешествие на снегоходах

Программа зимнего отдыха с путешествием в санях за квадроциклом на гусеницах.

Прогулки на мото технике Мир приключений

 

Поэтому требования к прицепу были выработаны заранее:

  1. Прицеп должен быть универсален – трансформер, призванный решить три основные задачи:
  • Перевозка снаряжения и грузов, как автомобилем по дорогам общего пользования, так и квадроциклом по лесным дорогам и легкому бездорожью.
  • Перевозка пассажиров в количестве 4 человек по лесным дорогам на расстояние до 40 км.
  • Перевозка самого квадроцикла на прицепе за автомобилем.
  1. Прицеп должен быть комфортен и безопасен для пассажиров и давать возможность дополнительно разместить личный багаж пассажиров и при необходимости другое туристическое снаряжение (например 4 велосипеда или рафт в сложенном виде).
  2. Собственная грузоподъемность прицепа должна обеспечивать максимально допустимую грузоподъемность для буксировки квадроциклом.
  3. Прицеп должен иметь возможность при необходимости трансформироваться в сани.
  4. Прицеп должен иметь минимальные габариты под выше перечисленные цели.

Таким образом, определив требования к проекту мы перешли к изучению мирового опыта и доступных готовых предложений. Оказалось, что под совмещение всех наших запросов практически нет готового решения. Это, собственно и послужило причиной того, что мы решили построить прицеп самостоятельно.

За основу был выбран прицеп МЗСА, модель Компакт. При абсолютно бюджетной стоимости следующим огромным преимуществом перед полной постройкой прицепа «с нуля» является то, что сразу после покупки прицеп ставится на учет в ГИБДД и получает регистрационный номер.  Это дает в дальнейшем возможность эксплуатации его на дорогах общего пользования, как за автомобилем, так и за квадроциклом (понятно, что не в пассажирском варианте)

МЗСА Компакт

Осуществив регистрацию прицепа и получив номера мы занялись концепцией проекта. Было решено максимально сохранить заводскую конструкцию, дополнив её силовым ограждением, которое защитит прицеп при движении по лесу, позволит исключить из встречи с препятствиями углы кузова и будет служить подножками и силовыми арками колес. В дальнейшем силовое ограждение будет играть роль дополнительной опоры для грузового модуля при перевозке на прицепе квадроцикла, т.к. ширина кузова составляет всего 110 см. Первым делом мы заменили все силовые заклепки в конструкции рамы и подвески на болты М8 с самоконтрящимися гайками. Далее стояла задача увеличения клиренса и угла свеса. Для этого мы пересобрали подвеску, опустив мостовую балку под рессоры, а заодно сделав более крутой угол для работы амортизатора и через переходные проставки на ступицу колеса установили колеса с пневматиками низкого давления диаметром 26 дюймов.

Стандартное крепление моста

Прицеп МЗСА

Таким образом, удалось добиться клиренса в 325 мм против 234 мм в заводском исполнении. На случай больших ходов подвески на бездорожье установили резиновые ограничители хода – отбойники. Кроме того, мы получили очень крутой угол заднего свеса, что очень важно при прохождении крутых спусков и подъемов. Установив на прицеп колеса от квадроцикла мы получили еще один плюс – пневматики низкого давления значительно повышают комфортность движения для пассажиров, делая работу подвески более мягкой, а использование проверенной не одной тысячей таёжных километров резины модели Bighorn уверенно гарантируют надежную работу на асфальте и на бездорожье. Для увеличения надежности заводской мостовой балки мы усилили ее накладками в средней части.

Поскольку эксплуатация прицепа предусматривается различными транспортными средствами мы реализовали возможность регулировки высоты точки крепления дышла прицепа к фаркопу для сохранения горизонтального положения платформы прицепа. Для возможности преодоления сложных участков на бездорожье на дышло прицепа установили автоматическое буксировочное устройство от американской компании TaigerTail с длинной буксирной веревки 4,5 м. В этом варианте мы получили надежный грузовой прицеп способный перевозить туристическое снаряжение по дорогам с любым покрытием и легкому бездорожью за автомобилем или квадроциклом.

Сцепное устройство

Следующим шагом было проектирование и создание пассажирского модуля. Модуль представляет из себя пространственную цельносварную съемную раму с двумя дугами безопасности, смонтированными четырьмя сиденьями для пассажиров, закрытым рифленым листовым алюминием кокпитом с остеклением из прозрачного поликарбоната. Предусмотрена возможность установки мягкого тента на случай непогоды. В качестве сидений для пассажиров использованы два стандартных модуля сидений на раме для снегоходных саней-волокуш.

 

Сиденья для снегоходных саней

В модуле реализованы ножные упоры, ручки для пассажиров. Вертикальные стойки дуг безопасности закрыты мягкими чехлами-накладками. Кроме двух рядов сидений сзади имеется грузовой отсек ограниченный бортами прицепа объемом 100 л. Сзади реализована возможность установки съемного багажника на 4 велосипеда для проведения программ вело путешествий. Планируется оборудование пассажирского модуля автономной электро системой постоянного тока 12В в виде автомобильного аккумулятора с установкой звукового сигнала для подачи сигнала водителю квадроцикла и фара освещения задней части для маневрирования в темное время суток. Крепление пассажирского модуля к прицепу осуществляется стяжками с храповым механизмом за рым кольца. Установка и закрепление пассажирского модуля осуществляется двумя взрослыми мужчинами в течении 3-х минут, столько же занимает его демонтаж. Также можно устанавливать и снимать модуль с помощью лебедки квадроцикла, если над прицепом имеется точка крепления блок-ролика, через который пропущена веревка лебедки или хотя бы есть толстая ветка дерева. Масса прицепа с установленным модулем и вело багажником составляет примерно 250 кг и перемещается одним взрослым человеком за ручку дышла.

Внутреннее пространство модуля

 

Пока на этом работы закончены. В планах создание грузового модуля-вкладыша для перевозки самого квадроцикла. Полный пакет фотографий цикла производства представлен в нашей Галерее. Подробности результатов ходовых испытаний будем добавлять в этот раздел.

Переоборудованный прицеп с пассажирским модулем и велобагажником

Технические характеристики:

Основа — транспортный прицеп МЗСА «Компакт», тип пассажирского модуля — вкладыш, кол-во посадочных мест — 4, багажный отсек объемом 100 л, масса пассажирского модуля — 60 кг, тип крепления модуля — 4 стяжки прочностью 1200 кг каждая + скобы фиксации от смещения за борта кузова. Дополнительное оборудование: мягкая защита вертикальных стоек силового каркаса, ручки для пассажиров, мягкие подушки на сиденьях, вело багажник на 4 велосипеда Thule 4-Bike Parkway 956, возможность установки тента, регулируемое по высоте сцепное устройство, само убирающийся буксирный конец TigerTail ATV 4,5 м., прочностью 3600 кг. Тип подвески — рессорная с амортизаторами, полная масса по паспорту — 749 кг., масса пустого прицепа с изменениями — 173 кг., масса прицепа с пассажирским модулем и вело багажником — 247 кг., грузоподъемность с установленным пассажирским модулем по полной массе прицепа — 502 кг., по тяговому усилию квадроцикла Polaris Sportsman x2 850 EFI — 433 кг., габаритные размеры — 3100х1600х? мм., внутренние размеры кузова -2050x1100x300 мм., площадь пола платформы — 2,25 м2., дорожный просвет — 325 мм., кол-во осей — 1, Кол-во и тип колес — 2 колеса низкого давления Maxxis Bighorn 26x8x14

Тестовые испытания и доработки

Перед началом эксплуатации мы провели полномасштабные ходовые испытания, устранили некоторые недоделки и добавили некоторый тюнинг. Но обо всем по порядку.

Первым тестом для прицепа стал 140 км перегон по асфальту до места его эксплуатации. Все прошло штатно, за исключением потери двух колесных болтов. Но здесь сами виноваты — после сборки не проверили их затяжку, а по асфальту шумность резины и некоторая излишняя вибрация на не загруженном прицепе присутствуют — вот и открутились.

Прогулочный модульный прицеп

Следующим шагом полевых испытаний стал полноценный выезд по весенней распутице в тайгу с полной загрузкой прицепа в пассажирском варианте. Квадроцикл при этом шел на гусеничном ходу. Четыре взрослых человека и около 50 кг дополнительного груза стали прекрасной проверкой в дополнение к глубокой колее мягкому весеннему грунту с водой и грязью.

Мир приключений

Для начала технические выводы. Основной недостаток на бездорожье очевиден — мостовая балка. В глубокой колее прицеп просто начинает ехать на ней и тут уже приходит понимание, что усиление мы делали не зря. Немного спасают боковые грунтозацепы резины при выходе из колеи, но не сильно, поскольку колеса не ведущие. В остальном нареканий никаких. Широкая колея дает спокойную уверенность хода без намека на боковое опрокидывание. В то же время прицеп не намного шире колеи квадроцикла, так что нет постоянного опасения зацепить какой нибудь куст. Безопасности в этом вопросе, как для прицепа так и для пассажиров способствует силовой каркас ограждения и подножек, который отгибает ветки в сторону от кузова.

Разница в колее прицепа и квадроцикла

Наш расчет на колеса низкого давления для увеличения плавности хода полностью оправдался — переезд через упавшие ветки и торчащие из под земли корни деревьев проходит мягко и для пассажиров вполне комфортно. Пятно грязи летящей из под гусениц хорошо распределяется на кокпите и практически не достает даже до лобового стекла. Еще раз оговорюсь, что это на гусеницах и при скорости около 20 км/ч. Единственный минус, что грязь интенсивно закрывает переднюю подножку прицепа. Но для пассажиров и внутреннего пространства — никаких неудобств с этой точки зрения, в салоне все чисто.

Путешествия на мото технике

Что касается отзывов от пассажиров. В первую очередь все отмечают необычность ощущений от перемещения по лесу на таком транспортном средстве — открытое пространство кабины и высокие лобовые стекла делают обзор совершенно открытым, небольшая скорость перемещения позволяет свободно глазеть по сторонам. Пространство кокпита получилось очень удачно скомпонованным — достаточно места, чтобы не мешать друг другу и даже на кочках не цеплять соседа и дуги безопасности, хоть они и закрыты толстыми мягкими чехлами. Задние пассажиры отметили, что очень удобно ехать стоя опираясь на каркас безопасности. Большое пространство впереди позволяет без ущерба для комфорта пассажиров дополнительно разместить в ногах небольшую ручную кладь. Багажный отсек снизу ограничен бортами кузова, а выше роль вертикальной стойки ограждения играет балка велобагажника. Груз фиксируется стяжками.

Прогулочный пассажирский прицеп

После возвращения из пробного выезда появилось время доделать мелочи, которые стояли в плане и реализовать некоторые дополнения.

Прицеп для путешествия по тайге

Из плановых работ были наклёпаны задние подножки, установлены брызговики, у передних пассажиров над головой появились две удобные автомобильные ручки, дополнительно к бортам кузова был закреплен каркас крыльев. Были проведены работы по монтажу автомобильного сигнала в прицепе для сигнализации водителю. Сам сигнал смонтирован на внешней стороне кокпита в специальной нише, закрывающей его от воды и грязи, а обрезиненная кнопка установлена под верхней балкой силового каркаса, так чтобы до неё было удобно дотянуться любому из пассажиров. Таким образом реализована возможность подачи звукового сигнала водителю если необходимо остановиться или привлечь его внимание по другому поводу. Питание подключено от автомобильного аккумулятора, установленного позади переднего ряда пассажирских сидений.

Пассажирский прицеп к квадроциклу

С внутренней стороны на лобовую панель были установлены крепления для топливной канистры 7,5 л и багажного ящика от американской компании Roto-Pax, а сзади на силовом каркасе повисла лопата на креплении Kolpin.

Пассажирский прогулочный прицеп к квадроциклу

Пассажирский прогулочный прицеп к квадроциклу

Пассажирский прогулочный прицеп к квадроциклу

Из плановых работ осталось установить фонарь заднего хода и изготовить мягкий съемный тент, но это чуть позже.

Вы можете оценить статью

Комментарии

Добавить комментарий